Содержание:
- 1 Категории водительских прав в 2019 году с расшифровкой
- 2 Распространенные ошибки начинающих водителей
- 3 Ответственность
- 4 Внешний вид и информационные особенности прав
- 5 Категории M, A и A1
- 6 Водительские права категории Е
- 7 Таблица с описанием
- 8 Обратная сторона документа
- 9 Таблица категорий и подкатегорий
- 10 Порядок получения категории b1
- 11 Требования для получения категорий ВУ в 2019 году
- 12 Категории водительских прав на самоходные машины
- 13 Медицинские показания
- 14 Как выглядят водительские права нового образца
Категории водительских прав в 2019 году с расшифровкой
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ № 196, в 2019-м году в РФ действует:
- 10 категорий водительских прав;
- 6 подкатегорий водительских прав.
Таблица с краткой расшифровкой категорий водительских прав в 2019 году:
Категория и отметка в ВУ, подтверждающая правомочие на управление соответствующей разновидностью автотранспортного средства | Описание вида ТС |
A | Мотоциклы. |
B | Легковые машины, а также небольшие грузовики, обладающие общей массой не свыше 3500 кг. |
BE | Легковые машины, использующиеся вместе с “большими” прицепами. |
C | Грузовики с весом более 3500 кг. |
CE | Грузовые машины, относящиеся к категории C, оборудованные “большим” прицепом. |
D | Транспортные средства, специально предназначенные для пассажирских транспортировок, с числом мест, кроме водительского, более 8-ми. |
DE | Сочлененные автобусы или машины категории D, сцепленные с “большим” (тяжелым) прицепом. |
Tm | Трамваи. |
Tb | Троллейбусы. |
M | Мопеды, а также легкие квадрициклы. |
Описание A
Наличие в ВУ разрешающей отметки напротив категории A свидетельствует о праве водителя управлять мотоциклами.
В соответствии с п. 1.2. ПДД, мотоциклом признается ТС, у которого два колеса и которое имеет:
- или двигатель с мощностью более 50 кубов (если мотоцикл оборудован двигателем внутреннего сгорания);
- или максимальную техническую скорость более 50 км/ч (при электродвигателях).
При этом с A можно ездить как на “обычных” мотоциклах, так и на оборудованных боковой коляской.
Обращаем внимание, что получать категорию водительских прав B1 в 2019 году, необходимую для вождения трициклов и квадрициклов, не нужно (достаточно A), если таковой имеет:
- мотоциклетную посадку;
- массу не более 0,4 тонн;
- максимальную эффективную мощность двигателя не более 15 киловатт.
Описание B
С наличием категории водительских прав B автомобилист получает право ездить на:
- легковых машинах с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг;
- вышеуказанных легковых автомобилях, сзади которых есть прицеп, имеющий массу не больше 750 килограммов.
Также с данной категорией можно ездить на легковой машине с прицепом массой и более 750 кг, при одновременном соблюдении следующих условий:
- масса прицепа равна или меньше массы автомобиля без нагрузки (см. п. 15 лицевой стороны ПТС);
- вес всей конструкции (машина + прицеп) не более 3500 кг.
Описание BE
В 2019 году потребуется категория водительских прав ВЕ в том случае, если не соблюдаются массовые характеристики для легковой машины с прицепом, указанные в предыдущем пункте. То есть BE нужно, когда:
- масса прицепного устройства больше 750 кг и превышает вес машины без нагрузки;
- а также в случае, если общая тяжесть конструкции (прицеп + машина) превышает 3500 кг.
Описание C
При наличии категории в водительском удостоверении C водитель может управлять:
- среднеразмерными грузовиками (весом от 3500 до 7500 кг);
- тяжелыми (свыше 7500 кг).
Также с данной категорией допускается ездить на указанных грузовых машинах, если они оборудованы прицепом, вес которого не более 750 кг.
Обращаем особое внимание, что в 2019 году категория водительских прав C не дает правомочий на управление легкими грузовиками с весом до 3500 кг – для этого нужно получить категорию B.
Описание CE
Чтобы ездить на средних и тяжелых грузовиках, оборудованных прицепом весом более 0,75 тонн, потребуется наличие CE.
Описание D
Имея разрешающую отметку в ВУ “D”, гражданин получает право совершенно на законных основаниях ездить на любых автобусах (в том числе, и оборудованных прицепами весом до 0,75 тонн).
Описание DE
Если планируется вождение сочлененного автобуса, либо же “обычного” с прицепом массой более 0,75 тонн, то потребуется разрешающая отметка вышеуказанной категории.
Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.
Описание Tm и Tb
Чтобы ездить на трамваях, в 2019 году потребуется категория водительских прав Tm, на троллейбусах – Tb.
Указанные категории были введены с 5 ноября 2013 года – до этой даты информация о наличии права на управление соответствующим видом транспорта просто заносилась в графу “Особые отметки” ВУ.
Описание M
Наличие данной отметки в ВУ обуславливает право автомобилиста водить:
- мопеды;
- а также легкие квадрициклы.
На основании ФЗ № 196, если есть любая другая категория или подкатегория, то получать отдельно M для управления мопедами не нужно. Например, при наличии A, B, C, D (всех или любой из вышеперечисленных).
Распространенные ошибки начинающих водителей
При получении прав некоторые полагают, что существует несколько категорий в рамках В1-В4. Данное мнение ошибочно.
При получении категории В можно выбрать только следующие разновидности подкатегорий: В1 и ВЕ.
Другие отметки в водительские права не проставляются. В1-В4 — категории помещений, которые присваиваются в зависимости от особенностей обеспечения пожароопасности. Они не имеют отношения к водительским правам.
Перед прохождением обучения необходимо указать, на какую категорию прав рассчитывает водитель. Удостоверение представляет собой небольшую пластиковую карту с фото. На лицевой стороне указывается основная информация о водителе, а на обратной проставляется категория прав, на которую человек успешно сдал экзамен.
Подкатегория В1 отличается от BE, при этом не является самостоятельным документом, а выдается в комплекте с водительскими правами. Чтобы избежать проблем на дорогах, необходимо обучиться вождению квадрицикла или трицикла, прежде чем перемещаться на данных транспортных средствах по общим дорогам.
Дорогие читатели, данная статья могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией в форме ниже.
Ответственность
Трициклы и квадрициклы должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД, иметь ПТС. Для их управления обязательна категория В1. Если есть специальные пометки, то их надо соблюдать. Кодировки могут стоять напротив открытой категории, в графе 12, либо могут относиться ко всем сразу, тогда им место в графе 14.
Сев за руль транспортного средства, не относящегося к открытой в правах категории, водитель рискует попасть под штрафные санкции.
Если сотрудник ГАИ остановит человека, сидящего за рулём неподходящего транспорта, будет:
- составлен протокол;
- наложен штраф.
Езда в несоответствии с открытыми категориями и специальными отметками расценивается законом как езда без права управления транспортным средством.
Размер штрафа может составлять от 5000 до 15000 руб. в зависимости от тяжести нарушения. Водитель будет отстранён от управления, а ТС отвезут на штрафстоянку. На плечи водителя ляжет обязанность оплаты услуг эвакуатора.
Самые частые нарушения происходили в богатых семьях, где трициклы и квадрициклы расценивали как игрушку для подростков. Подросшие дети садились за руль транспорта, увеличивая тем самым статистику аварий в ГИБДД. По этой причине введена новая категория, особые кодировки и ужесточено наказание. Данные меры призваны дисциплинировать водителей.
Поскольку в последнее время автомобильный рынок активно пополняется новинками, трициклы и квадрициклы всё чаще появляются на дорогах. Хотя данный автотранспорт всё ещё выглядит немного экзотично, власти уже задумались над поддержанием уровня безопасности в ходе дорожного движения. Для того чтобы отсеять водителей, не имеющих соответствующих навыков управления, была разработана новая категория и специальные отметки. Под категорию В1 попадают трициклы и квадрициклы. Не путать квадрицикл и квадроцикл – это разные транспортные средства, регистрируются в разных государственных органах и имеют разный внешний вид. Квадрицикл может иметь кабину, а квадроцикл – нет. Кроме того, они передвигаются по разным дорогам. Для езды по городу подходит только квадрицикл.
С 2016 г. повсеместно выдаются права нового образца.
Новая категория В1 доступна для получения тем, кто:
- достиг возраста 18 лет;
- прошёл обучение в лицензированной автошколе;
- сдал все требуемые экзамены (теоретический и практический) как внутренние, так и в ГАИ;
- пошёл обязательный перед выдачей прав медицинский осмотр.
Если открыты категории В или А, то при смене прав (при утере или истечении срока годности удостоверения) категория В1 будет открыта автоматически, но с определённой пометкой. Если открыта только категория А, то напротив В1 будет стоять пометка «MS», согласно которой водить можно только транспорт с мотоциклетным рулём и посадкой. Если открыта только категория В, то в В1 будет стоять аббревиатура «AS», которая запретит управление мотоциклами.
Если при управлении ТС проигнорировать кодировку, то административное правонарушение будет приравнено к езде без документов и сотрудник ГАИ наложит штраф от 5 до 15 тыс. руб.
Стоит внимательно относиться к открытым категориям и проставленным специальным отметкам.
Внешний вид и информационные особенности прав
Водительское удостоверение – это специальный документ, который предоставляет возможность управления автомобиля разного типа. Документ содержит всю важную информацию о водителе, благодаря чему при проверке уполномоченные специалисты смогут узнать о человеке все, что нужно в плане водительских допусков и прав.
Водительское удостоверение нового образца содержит в себе следующую важную информацию:
- Личная фотография и полные ФИО данные владельца;
- Дата и город рождения;
- Информация об открытых категориях автомобилей;
- Номер удостоверения и срок его пригодности;
- Дата оформления и номер организации, где зарегистрирован документ;
- Личная подпись владельца;
- Дополнительные информационные данные для ознакомления.
В качестве дополнительных сведений также могут указываться данные о том, какие были ранее водительские удостоверения, особые пометки о штрафах и так далее. Каждый водитель может иметь индивидуальные особенности в плане дополнительной информации, благодаря чему и предоставляется возможность соответствующим органам узнать все детали, что представляет собой человек в плане дорожного движения.
Водительские удостоверения нового образца – это пластиковая карточка стандартного размера 5,5 на 8,5 сантиметров. Она удобна для ношения, причем со временем применения она не деформируется и с ее поверхности не стирается информация за счет специального защитного покрытия.
С одной стороны написаны сведения о владельце, а с другой стороны сведения о самом водителе. Это удобная форма, которая предоставляет возможность быстро отыскать нужную информацию.
Внешняя сторона документа
Можно выделить следующие особенности документа в плане нанесения информации:
- В самом верху указывается название удостоверения и место его регистрации в плане территориальной принадлежности.
- Слева присутствует специальное место для личной фотографии. Но помните, что законодательством страны запрещается фотографироваться в головном уборе, причем исключением считаются только религиозные потребности. А вот гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках, но запрещается использовать стекла, способные искажать вид лица на фотографии.
- В нижнем левом углу располагается личная подпись владельца водительского удостоверения.
- С правой стороны под названием документа в полной форме представлены ФИО автомобилиста, дата рождения и его регистрационные сведения.
- Ниже представлен домашний регион и перечень открытых автомобильных категорий.
Компактность и информативность – основные преимущества водительских удостоверений нового образца, поэтому, как самому водителю, так и контрольным органам проще обрабатывать информацию.
Категории M, A и A1
Новая категория M позволяет управлять мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см. Квадроциклы – это транспортные средства, у которых 4 колеса, мотоциклетный (велосипедный руль) и посадка «верхом». В квадроциклах нет салона и педалей, все функции управления выполняются «по-мотоциклетному».
Категория M заняла пустующую нишу. Современные легкие мопеды и скутеры стали развивать приличную скорость (до 80 км/час), став полноправными участниками дорожного движения. Ранее же привлечь лиц, управляющих мопедами (в основном это были несовершеннолетние граждане) не было никакой возможности. Теперь же управлять мопедами можно только с действующими правами и соответствующей категорией, которую можно открыть с 16 лет.
Важно! Удостоверение тракториста-машиниста не дает права на управление мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см
Категории A и A1 – это классические мотоциклетные категории, разница между ними следующая:
- A – категория, разрешающая управлять классическими мощными мотоциклами с объемом двигателя свыше 125 куб. см, которые могут быть при необходимости доукомплектованы боковой коляской. Категория A выдается только при достижении 18 лет;
- A1 – подкатегория, разрешающая управление легкими мотоциклами с объемом двигателя от 50 до 125 куб. см. Открывается она с 16 лет, как и категория M.
Водительские права категории Е
После введения новых категорий и подкатегорий, категория «E» была упразднена – на ее замену пришли охарактеризованные выше категории «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E». При получении новых прав водители получают уже соответствующие категории.
Каким же образом происходит замена старых водительских удостоверений на новые, ведь срок их действия не превышает 10 лет?
Начиная с 1 апреля 2014 г. выдаются водительские права нового образца. Во время получения новых удостоверений нередко водители обнаруживали, что категория «Е» из предыдущих прав перенесена лишь частично. К примеру, ранее полученная категория «Е» давала право на управление любым транспортным средством с прицепом без исключения (как грузовиком, так и автобусом), а в новом удостоверении водитель получил лишь «СЕ» и «С1Е». Водитель, чаще всего, рассчитывает получить «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е».
Обычно такая проблема стоит перед водителями, которые фактически не проходили обучение и экзаменационные испытания на каждый состав транспортных средств (в отдельности «ВЕ», «СЕ», «DЕ»), а обучились и сдали экзамен исключительно на «СЕ». Водительские права, тем не менее, были получены с пометкой категории «Е» без ограничений и цена обучения на права категории «Е» не имела значения.
В настоящее время, при замене водительских прав органы ГИБДД стараются проставить лишь те категории, на которые водитель сдал практический экзамен на управление авто с прицепом. Однако, поскольку ранее водитель получил удостоверение с категорией «Е» без дополнительных отметок, следовательно, эта категория давала возможность управлять любым транспортным средством с прицепом.
При отказе проставить необходимые категории в момент замены водительского удостоверения органы ГИБДД лишают его владельца прав на управление отдельными транспортными средствами без оснований.
Свою правоту водители нередко доказывают в суде, причем при разбирательстве судебные органы, чаще всего, встают на сторону заявителя.
Таблица с описанием
Категория и подкатегория ТС и прав | Тип ТС | Вид транспорта, право на управление которым есть у водителя |
А | Мотоциклы | Все мотоциклы, а также
Трехколесные и четырехколесные ТС, масса которых не превышает 400 кг Все ТС, входящие в категорию А1, которую открыть можно только с 16 лет, тогда как категория А открывается при достижении 18 лет |
В | Легковые машины, а также небольшие грузовые машины с числом сидений не больше 8 при условии, что их масса не превышает 3,5 тонн | «Легковушки», микроавтобусы, джипы
Мотоколяски и автомобили с прицепами, при условии, что их масса не превышает 750 кг |
ВЕ | Легковые машины с прицепом | Машины категории В, сцепленные с прицепами (массой не больше 750 кг), превышающее массу ТС без нагрузки или весом более 3 500 кг |
С | Грузовые машины (весом более 3,5 тонн) | Средние (от 3500 до 7500 кг) и тяжелые (более 7500кг) грузовики
Грузовики с прицепом, вес которых не превышает не 750 кг ТС подкатегории С1 |
СЕ | Грузовые машины с прицепом | Грузовики категории С с прицепами весом более 750 кг
Грузовики подкатегории С1Е |
D | Автобусы | Любые автобусы, масса ТС не имеет значения
Автобусы с прицепами, в том случае если масса прицепа не превышает 750 кг Автобусы подкатегории D1 |
DЕ | Автобусы с прицепами | Действует аналогичный подобным категориям принцип, вес прицепа также не должен превышать 750 кг
Также в категорию входят сочлененные автобусы и ТС подкатегории D1Е |
Категория М введена в 2013 году | Мопеды и небольшие квадроциклы | Мопеды и легкие квадроциклы |
Tm | Трамваи | Трамваи |
Tb | Троллейбусы | Троллейбусы |
Категория А1, далее все категории в формате «категория А1» | Легкие мотоциклы | Мотоциклы с небольшой максимальной мощностью (не выше 11 кВ) и с небольшим объемом двигателя (до 125 куб.см.) |
В1 | Трициклы и квадрициклы | Трициклы и квадрициклы |
С1 | Средние грузовики (масса которых не превышает 7,5 тонн) | Грузовики, не подпадающие под категорию С, весом от 3,5 до 7,5 тонн
Сцепленные с прицепом, вес которого не превышает 750 кг |
С1Е | Средние грузовики, сцепленные с прицепом | Автомобили подкатегории С1 с тяжелыми прицепами, вес которых превышает 750 кг (суммарная масса ТС не должна превышать 12 тонн) |
D1 | Небольшие автобусы | Автобусы, в которых число мест составляет от 9 до 16 мест
Автобусы с прицепами до 750 кг |
D1Е | Маленькие автобусы с прицепами | ТС подкатегории D1 с прицепом, масса которого превышает 750 кг, общая масса ТС не должна превышать 12 тонн |
Обратная сторона документа
Главной особенностью обратной стороны водительских удостоверений считается наличие штрих-кода
Это основное нововведение, привлекающее внимание автомобилистов, которым ранее не приходилось сталкиваться с таким документом. Располагается данный элемент на обратной стороне документа в левом углу
А вот все оставшееся пространство предназначается для расшифровки имеющихся категорий.
Водительские категории расписаны для того, чтобы контрольные организации могли проверить информацию в плане, имеет ли право автомобилист управлять транспортным средством, при движении на котором его остановили. А также напротив доступных категорий указывается срок их действия.
В самом низу документа на тыльной стороне указывается личная информация о водителе. Если дополнительные сведения отсутствуют, то здесь могут присутствовать информация о водительском стаже.
В зависимости от категории и вида транспортного средства созданы отдельные подкатегории, которые также расписаны для детального информирования
Важно учитывать то, что некоторые категории можно открыть практически «автоматом», а для некоторых нужно проходить специальный учебный курс, подразумевающий под собой усовершенствование знаний и навыков.
Описание основных водительских категорий
Водительские права на машину могут сочетать в себе разные категории, но для детального ознакомления нужно понять, какие они вообще бывают, и какие параметры в себе сочетают:
- Категория А. Сюда можно отнести средства передвижения в виде мотоциклов с коляской и без. Но единственным условием считается весовая категория, так как она не должна превышать 400 килограмм.
- Категория В. Это легковые автомобили весом до 3,5 тонн вместе с учетом уровня грузоподъемности и максимум восьмью пассажирскими местами. Допускается использование прицепа весом не более 750 килограмм вместе с перевозимым грузом. Если же нормы нарушаются, то требуется открытие специальной подкатегории, позволяющей получить законные основания для вождения.
- Категория ВЕ. Это категория, которая позволяет применять вместе с легковыми транспортными средствами прицепы. Допускается использование прицепа весом свыше 750 килограмм. Такой вариант документа подойдет для предпринимателей и торговых работников при использовании большого прицепа.
- Категория С. Здесь разрешается вождение транспортных средств весом больше 3,5 тонн, но исключаются транспортные средства, относящиеся к категории D.
- Категория СЕ. Это практически та же категория, что и ВЕ, но при этом снимается ограничение на объем прицепа.
- Категория D. Такая категория нужна тем автомобилистам, которые водят автобусы и микроавтобусы, сочетающие в себе большое количество мест. Категория требует особой внимательности и грамотности при изучении, так как в большинстве случаев она требуется для занятия транспортными работами, в частности, пассажирскими перевозками.
- Категория DE. Это отдельная категория, позволяющая применять прицепы весом более 750 килограмм для расширения функциональных возможностей транспортного средства.
- Категория М. Это отдельная категория, разработана специально для вождения квадроциклов, мопедов и прочих тому подобных транспортных средств.
Важно отметить и то, что существуют отдельные подкатегории, требуемые к себе особой внимательности при рассмотрении, для того чтобы при оформлении документов подобрать то, что требуется.
На данный момент водительские права нового образца постоянно усовершенствуются путем введения новых законодательных изменений, поэтому автомобилисты обязательно должны быть в курсе всех деталей для комфортного и безопасного применения транспортного средства в соответствии со всеми нормами.
Если же возникнут какие-то вопросы, то можно проконсультироваться с уполномоченными специалистами своего дела, так как незнание не освобождает от ответственности, поэтому важно быть в курсе даже мельчайших деталей.
Таблица категорий и подкатегорий
С ноября 2013 года в России действует 5 базовых категорий и 4 подкатегории (для модификаций ТС). Кроме того, в отдельную классификацию выделены подкатегории для транспорта с прицепами, для управления трамваями и троллейбусами. Для наглядности, представим все доступные категории в виде единой таблицы:
Категория/подкатегория | Вид ТС | Примечания |
A | Мотоцикл | |
A1 | Легкий мотоцикл | |
B | Легковой транспорт, грузовой транспорт массой до 3.5 тонн | Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя |
BE | Легковой транспорт с прицепом | |
B1 | Трицикл | |
C | Грузовой транспорт массой свыше 3.5 тонн | Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя |
CE | Грузовой транспорт с прицепом | Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя |
C1 | Грузовой транспорт массой 3.5-7 тонн | Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя |
C1E | Грузовой транспорт массой 3.5-7 тонн с прицепом | Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя |
D | Автобус | |
DE | Автобус с прицепом | |
D1 | Микроавтобус | |
D1E | Микроавтобус с прицепом | |
M | Мопед | |
Tm | Трамвай | |
Tb | Троллейбус |
Закон не запрещает открывать сразу несколько разных категорий и подкатегорий для управления разными видами транспорта. Например, сдав экзамены на управление легковым и грузовым автомобилем, гражданин может пройти дополнительную подготовку и получить разрешение на управление автобусом. В настоящее время не используется категория E, ранее позволявшая управлять грузовиками, автобусами и их модификациями.
Разграничение по категориям и подкатегориям проходит по типу ТС, разрешенной массе, наличию прицепа и его весовым характеристикам. Разберем особенности транспортных средств, по которым происходит их распределение по разным категориям.
Порядок получения категории b1
Открытие данного подпункта к основной графе В не требует значительных усилий. Для ее получения не предусмотрена программа обучения и сдача экзаменов.
Подкатегория b1 присваивается в автоматическом режиме выпускникам автошкол, прошедших курс обучения и сдавших экзамены в местном отделении ГИБДД по следующим программам:
- Категория В – дополнительно открываются подкатегории b1 и AS.
- Категория А – также становится доступной b1 и MS.
Вышеописанные подкатегории также открываются в автоматическом режиме для водителей, проходящих процедуру замены водительского удостоверения по истечению его срока действия или в итоге восстановления документа по причине утери, кражи. В данном случае прохождение дополнительного обучения с точки зрения законодательства нашей страны не предусмотрено.
В случае необходимости получения категории b1 для новичков, учеба и сдача соответствующих экзаменов — обязательные мероприятия. На выбор начинающим водителям предоставляются варианты прохождения программы обучения по направлениям А или В, либо одновременно обеим.
Требования для получения категорий ВУ в 2019 году
Существует несколько требований, предъявляемых к кандидатам в автоводители, желающим получить право на вождение ТС каких-либо разновидностей.
Всего таких требований 4, при этом 2 из них абсолютно одинаковые для всех категорий. То есть вне зависимости от того, желает ли гражданин получить A, B, C, CE, D, DE, D1E или любую другую категорию водительских прав, нужно:
- в обязательном порядке отучиться в автошколе ( ФЗ № 196 в предыдущих редакциях предусматривала, что на категории A и B можно было обучиться самостоятельно, то есть не посещая автошколу, а, например, со своим собственным инструктором, в 2019 году такой возможности нет – то есть на любую категорию нужно учиться в соответствующей образовательной организации);
- получить медицинское заключение 003-В/у, в котором в соответствующей какой-либо категории графе будет пометка об отсутствии противопоказаний к управлению.
Остальные 2 требования могут различаться в зависимости от конкретной разновидности ТС:
- возраст, по наступлении которого можно сдать экзамены и ездить на соответствующей разновидности транспорта;
- и количество экзаменов.
Приведем таблицу с возрастом водителя, при наступлении которого в 2019 году можно сдать экзамены на соответствующую категорию водительского удостоверения, и перечнем экзаменационных условий, необходимых к сдаче.
Категория или подкатегория | Какого возраста нужно достичь, чтобы получить возможность сдать экзамены и ездить на соответствующем виде автотранспорта | Какие экзамены нужно сдать |
A | 18 лет | Теорию и автодром (город сдавать не нужно) |
A1 | 16 лет | Те же экзамены, что и для категории A |
B | 18 лет | Теория, автодром и город |
B1 | 18 лет | Как и на мотоциклы – то есть только теория и автодром |
BE | По истечении 1 года с момента получения категории “B”. Например, если B была получена в апреле 2019 года, сдать экзамены и получить права на BE можно будет с апреля 2020 года | Те же экзамены, как и для B |
C | 18 лет | Сдавать нужно все – и теоретический экзамен, и практический на закрытой площадке (автодроме), и в городе |
C1 | 18 лет | Экзамены те же, что и для C |
CE | Через 1 год с момента получения C | Экзамены те же, что и для C |
C1E | Через 1 год с момента получения либо C, либо C1 | Экзамены те же, что и для C |
D | 21 год | Теория, практика на автодроме и город |
D1 | 21 год | Те же, что и для D |
DE | Спустя 12 месяцев со дня получения D | Те же, что и для D |
D1E | Спустя 12 месяцев со дня получения или D, или D1 | Те же, что и для D |
Tm и Tb | 21 год | Только теоретический экзамен |
M | 16 лет | Как и для A |
Не нужно сдавать экзамены и получать отдельные подкатегории в некоторых случаях, так как наличие права на управление ТС определенных видов автоматически подтверждает и право на вождение ТС других видов.
Вот при наличии каких открытых категорий водительских прав можно водить и иные виды транспортных средств в 2019 году:
Какая отметка уже есть в правах | Какими категориями ТС можно управлять без дополнительных условий |
A | A1, то есть маломощными мотоциклами, а также трициклами и квадрициклами, но только в случае, если они имеют мотоциклетную посадку |
B | B1 |
C | C1 |
D | D1 |
CE | C1E |
DE | D1E |
Категории водительских прав на самоходные машины
Как сказано в от 12-го июля 1999-го года, к самоходной технике относятся тракторы, дорожно-строительные машины и прочие наземные безрельсовые механические ТС, оснащенные независимым приводом и имеющие:
- двигатель внутреннего сгорания больше 50-ти кубов;
- либо электродвигатель с мощностью, превышающей 4 кВт (5.44 лошадиных сил).
Чтобы обладать правом на вождение самоходной техники, потребуется один из двух документов:
- или удостоверение тракториста-машиниста (основной);
- или временное удостоверение (выдается органами Гостехнадзора лицам, которые проходят обучение в соответствующих образовательных организациях и были направлены на производственную практику).
По состоянию на 2019 год, существует 9 категорий самоходных машин:
Категория | Краткое описание |
A1 | Внедорожный мототранспорт |
A2 | Внедорожный автотранспорт с весом до 3,5 тонн и числом сидячих пассажирских мест не свыше 8-ми |
A3 | Автовнедорожники с весом более 3500 килограммов |
A4 | Автовнедорожники, предназначенные для пассажирских транспортировок, имеющие число мест более 8-ми (вне зависимости от массы ТС) |
B | Техника на гусеничном или колесном ходу с мощностью двигателя до 25,7 киловатт (34,94 л.с.) |
C | Техника на колесах от 25,7 (34,94 л.с.) до 110,3 киловатт (149,97 л.с.) |
D | Колесный транспорт свыше 110,3 киловатт (149,97 л.с.) |
E | Гусеничные ТС с оборудованным на них двигателем больше 25,7 киловатт (34,94 л.с.) |
F | Самоходная техника сельскохозяйственного назначения |
Описание категории A1
Любой транспорт, относящийся к A:
- либо не предназначен для движения по автодорогам общего использования;
- либо имеет максимальную скорость, предусмотренную конструктивно заводом-изготовителем, не свыше 50 км/ч.
C наличием A1 гражданин получает право управлять снегоходами, квадроциклами (не путать с квадрициклами, права на которые категории B1 выдаются в ГИБДД) и различными двухколесными мотовездеходами.
Описание A2
Аналог обычной категории B. То есть с наличием A2, но на самоходные машины, гражданин получает возможность ездить на ТС с небольшим весом – до 3,5 тонн, которые либо не предназначены для движения по дорогам (внедорожники), либо имеют скорость не выше 50 км/ч.
Примером ТС, относящегося к данному классу, может служить снегоболотоход Марш-1, созданный на базе ВАЗ-2121.
Описание A3
К A3 относятся ТС с теми же характеристиками, что и A2, но только имеющие массу свыше 3500 кг.
Классический пример – плавающий грузовой вездеход, оборудованный шинами сверхнизкого давления – “Мамонтенок”.
Описание A4
Аналог D в обычных водительских правах.
ТС данного класса в 2019 году также либо имеют скорость до 50 км/ч, либо не предназначены для движения по общим дорогам и, как и стандартные городские автобусы, специально предназначены для транспортировки пассажиров и имеют число мест свыше 8.
Примером техники, относящейся к A4, могут служить перонные автобусы, доставляющие граждан от аэровокзала к трапу самолета.
Описание B
Техника данного класса обладает мощностью до 25,7 кВт и имеет либо колеса, либо гусеницы. Например, это мини-тракторы и мини-экскаваторы.
Описание C
Если в удостоверении машиниста есть соответствующая разрешающая отметка, то можно ездить на ТС, имеющих колеса, с мощностью двигателя от 25,7 до 110,3 киловатт.
Классический пример – стандартные среднеразмерные тракторы (например, МТЗ-80 “Беларус”).
Описание D
ТС с теми же характеристиками, что и C, за исключением мощности двигателя – у данной категории она свыше 110,3 кВт.
Пример – трактор модели К-744 “Кировец”.
Описание E
Если ТС, относящееся по закону к самоходным механизмам, имеет гусеницы и движок с мощностью от 25,7 киловатт и более, тогда потребуется удостоверение тракториста с отметкой о праве на управление категорией E.
Примером может служить снегоболотоход ГАЗ-3409 “Бобр”.
Описание F
Любые ТС, которые предназначены для использования в сельском хозяйстве (комбайны, пахотные, свеклоуборочные, кормоуборочные машины и др.), относятся к классу F и требуют открытия соответствующей категории.
Медицинские показания
Помимо успеха на экзамене, будущий мотоциклист должен предъявить медсправку, которая засвидетельствует состояние его здоровья. В справке установленной формы должны присутствовать отметки офтальмолога, отоларинголога, невропатолога, психиатра, нарколога, хирурга, терапевта. Для девушек к этому списку специалистов добавляется гинеколог. Существует перечень болезней, которые являются серьёзной преградой к вождению лёгких мотоциклов. Не получат водительских прав категории А1 подростки и взрослые, болеющие:
- заболеваниями глаз и слуха хронического характера;
- сердечными и сосудистыми болезнями;
- болезнями психики;
- с задержками в умственном развитии;
- эпилепсией;
- хроническим алкоголизмом и/или наркоманией.
Медсправка действует в течение пяти лет, после которых освидетельствование придётся пройти повторно.
Как выглядят водительские права нового образца
Ранее использовались бумажные удостоверения, заламинированные в пленку. Как показала практика, при постоянном пользовании они быстро приходили в негодность. Современные водительские права приближены к международным стандартам и не просто удобны в использовании, но и снабжены множеством защитных знаков. Среди них:
- сетка волнистых линий на лицевой стороне;
- микротекст;
- штрих-код на оборотной стороне.
Новое водительское удостоверение изготавливается на жестком пластике розоватого оттенка.
Лицевая сторона
Сторона документа, где нанесена основная информация о его владельце, является лицевой.
На ней содержатся следующие данные:
- фотография водителя в цвете (фотографирование происходит непосредственно в ГИБДД);
- личные данные владельца (Ф.И.О., дата и место рождения);
- дата выдачи и дата окончания действия водительского документа;
- данные отделения ГИБДД, выдавшего удостоверение;
- подпись водителя;
- серия, номер прав.
Обратная сторона
Указание на допуск к управлению транспортом определенной категории и подкатегории находится в сетке, расположенной на обороте водительских прав. При наличии документа о пройденном обучении и успешной сдаче экзамена проставляется соответствующая отметка буквенным обозначением.
В сетке напротив категории и подкатегории колесного транспортного средства наносится его пиктографическое изображение. При замене на новое удостоверение под таблицей отмечают дату старых водительских прав.