Замена прав – процедура довольно редкая, поэтому у большинства водителей при ее проведении неизбежно возникает масса вопросов. Обстоятельная инструкция о случаях, когда замена прав необходима, перечне необходимых документов и особенностях самой процедуры, лишней не будет.
Сроки действия водительских удостоверений

Всегда обращайте внимание на срок действия ваших прав на управление автомобилем.
По действующим нормам срок, в течение которого права действительны, составляет 10 лет, а исчисляется он с момента выдачи, которая указана в правах.
Когда требуется замена прав

Самая распространенная причина замены удостоверения водителя – это истечение срока его действия.
Стоит отметить, что вождение автомобиля с просроченными правами чревато крупным штрафом, по состоянию на 2017 год в соответствии со статьей 12.7 КоАП РФ он может составлять сумму от 5 до 15 тысяч рублей.
Помимо истечения срока действия удостоверения, замена прав необходима в следующих случаях:
- Изменения фамилии или иных данных водителя;
- При износе удостоверения или его порче, если они делают текст документа нечитаемым;
- В случае утери либо пропажи документа;
Отмечаем, что в перечисленных случаях производится именно замена удостоверения. Действующими правилами предусмотрен ряд случаев, когда права становятся недействительными, но замене не подлежат.
Где можно поменять права по истечении срока и какие нужны документы
Замена прав осуществляется по давно сложившейся процедуре. Во многом она формальна, так как сдача экзамена для замены прав не требуется.
Для замены прав водителю необходимо обратиться в любое подразделение ГИБДД (база данных по России единая, поэтому место регистрации водителя или транспорта значения не имеют).
Для замены потребуются следующие документы:
- Старые права;
- Документ об уплате сбора за замену прав;
- Медицинская справка стандартного образца N 083/У-89 – ее выдадут в любой муниципальной поликлинике;
- Паспорт владельца транспорта;
- Заявление.
Бланк заявления и образец его оформления можно найти в любом подразделении ГИБДД. При личном обращении в ГИБДД желательно иметь заранее выполненные копии этих документов.
Как показывает практика, проблем при осуществлении замены прав при наличии всех перечисленных документов обычно у водителей не возникает.
Замена прав проводится в 3 этапа:
- Подача документов и фотографирование;
- Проверка сданных бумаг инспектором;
- Выдача нового удостоверения.
Как и где можно поменять права при смене фамилии
Места, где можно поменять права по истечении срока и сама процедура абсолютно идентичны. Однако имеются нюансы, которые касаются перечня документов. Поэтому приведем их полный перечень:
- Заявление;
- Паспорт с новой фамилией;
- Документ, указывающий на наличие оснований для смены фамилии, например, свидетельство о браке;
- Квитанция об уплате пошлины;
- Прежние права.
С 2016 года справка из медицинского учреждения при смене фамилии в ГИБДД не требуется.
Замена прав при их порче или утере
В случае порчи прав водителю необходимо выполнить все действия, как и при замене их по истечении срока. За единственным исключением – представление медицинской справки не нужно. Срок действия новых прав будет точно таким же, как у испорченных.

При утере или краже процедура замены прав более сложная.
Помимо уже перечисленных документов, требующихся для замены прав по истечении срока (кроме медицинской справки и собственно утраченных прав), владельцу необходимо наличие документа из правоохранительных органов, подтверждающий факт отсутствия прав у владельца.
В случае кражи справку вправе выдать следователь, ведущий соответствующее уголовное дело. В случае же утери необходима справка от участкового, подтверждающая, что все меры по розыску прав приняты, но они не дали нужного результата.
Для получения такой справки необходима квитанция о подаче объявления в местную газету об утере прав, а также может потребоваться выполнение иных формальностей.
Как поменять права через Госуслуги
Поскольку замена прав – зачастую формальность, то широкую популярность приобрело обращение за данной услугой в электронном виде. Правда, от личного присутствия в ГИБДД это все равно не освобождает, однако позволит сэкономить уйму времени.
Замена прав через сервис Госуслуги проходит в 2 этапа:
- Регистрация на портале;
- Собственно замена прав.
Для регистрации на портале необходимо:
- Войти на сайт https://www.gosuslugi.ru и в разделе регистрация указать инициалы, электронную почту или номер телефона. После чего будет оформлена упрощенная учетная запись и дана ссылка для подтверждения регистрации;
- В соответствующих полях необходимо указать паспортные данные и реквизиты СНИЛС, после чего портал выполнит автоматическую проверку подлинности этих документов;

После прохождения регистрации вы сможете выполнить замену прав в электронном виде.
Данная процедура проводится следующим образом:
- В разделе «Получение прав» необходимо заполнить заявление о замене в электронной форме. Для его заполнения в каждом конкретном случае понадобятся перечисленные выше документы.
- После приема заявления системой необходимо записаться на прием в любое отделение ГИБДД. Факт записи будет подтвержден высылкой электронного талона, который доступен в личном кабинете;
- Далее необходимо в назначенное время с указанными документами подойти в подразделение ГИБДД, в котором инспектор выполнит проверку документов и будет выполнено фотографирование.
Стоимость замены прав
Стоимость замены пластиковых прав в 2017 году составляет 2 тысячи рублей. Их оплата может производиться наличными, картой или путем банковского перечисления. Соответствующий документ, подтверждающий факт оплаты пошлины, необходимо представить в ГИБДД.
Смотрите видео-инструкцию о том, как и где можно поменять права по истечении срока:
Итог
Как видно из содержания статьи, заменить права довольно просто. Однако о внимательности и осмотрительности при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД забывать не стоит. Бывалые водители рекомендуют, например, перед визитом к инспектору рассчитаться по имеющимся штрафам.