Механизм и особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП

Трасология – это специализированный раздел криминалистики, посвященный изучению закономерностей и механизма образования различных следов.

Следы могут быть оставлены разнообразными предметами: орудием взлома, например, при проникновении в жилище, шинами автомобиля и т.д. Об особенностях проведения экспертного исследования автотранспорта и оставляемых им следов расскажем в предлагаемой статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-64-91. Это быстро и бесплатно!

Трасологическая экспертиза - это способ доказать свою невиновность в ДТП на законных основаниях.

Трасологическая экспертиза — это способ доказать свою невиновность в ДТП на законных основаниях.

Цели и особенности проведения трасологической экспертизы

Трасологическая экспертиза при ДТП – это профессиональное исследование следов автотранспорта, направленное на установление механизма и обстоятельств аварии.

Экспертиза может быть назначена судом при рассмотрении уголовных или гражданских дел, а также проводится и по желанию участников ДТП при возникновении спорных ситуаций. Наиболее частые из них:

  • Споры со страховыми компаниями при отказе в компенсационных выплатах;
  • Наличие необоснованных выводов сотрудников ГИБДД о виновности участника ДТП;
  • Споры с другими участниками ДТП по вопросам возмещения ущерба и т.д.

Важно помнить, что главная цель экспертизы – это реконструкция технических обстоятельств аварии. В компетенцию эксперта входит:

  • Определение скорости машин до столкновения;
  • Определение направления движения участников ДТП: автомобилей и пешеходов;
  • Установление места столкновения автомобилей и их взаимного расположения относительно проезжей части и друг друга;
  • Установление причин ДТП и т.д.

Эксперт при проведении исследования не вправе касаться юридической части вопроса, то есть делать выводы о правомерности тех или иных действий и, тем более, определять виновность его участников. Это компетенция сотрудников ГИБДД и суда.

Кто вправе проводить исследование

Эксперт, проводящий экспертизу, — это специалист-автотехник, обладающий соответствующими знаниями, имеющий высшее образование и опыт работы.

Эксперт обязан каждые 5 лет проходить специальную аттестацию, которая подтверждает его навыки. Определить компетентность эксперта можно по наличию специального документа – выписки из реестра экспертов, который ведет Министерство юстиции РФ. Лицензия для работы эксперту не требуется.

Эксперт может быть государственным или независимым. Обращение к услугам последних чаще всего более практично из-за отсутствия очередей и гибких условий сотрудничества.

К выбору эксперта стоит относиться ответственно, так как результаты его работы могут быть представлены в государственные органы или суд. Поэтому наличие опыта и репутации имеет огромное значение.

Провести экспертизу по закону может только специалист со специальным допуском.

Провести экспертизу по закону может только специалист со специальным допуском.

Проведение экспертизы и закрепление ее результатов

Трасологическая экспертиза может проводиться сразу же после совершения ДТП, а также по прошествии времени на основании составленных документов и сохранившихся следов.

Разумеется, оперативное прибытие эксперта на место – лучший вариант, который позволяет не только воочию увидеть аварию, но и тщательно зафиксировать все оставленные следы при помощи фото и видеосъемки.

По прошествии времени многие следы исчезнут, поэтому объективно восстанавливать истину эксперту будет на порядок сложнее.

Квалифицированная экспертиза проводится на основании разработанных и утвержденных государственными органами  стандартов, которые предполагают следующий порядок ее выполнения:

  • Сбор и фиксацию следов ДТП;
  • Их лабораторное исследование с использованием специального оборудования;
  • Оценка полученных результатов;
  • Их закрепление в официальном заключении, которое и является главным итогом работы эксперта.
Перед назначением экспертизы лучше получить консультацию специалиста.

Перед назначением экспертизы лучше получить консультацию специалиста.

Документы и материалы, необходимые эксперту

Для проведения полного и всестороннего исследования эксперту требуются документы. В стандартный набор входят:

  • Документы, подтверждающие права на владения транспортными средствами;
  • Копия документов о прохождении ТО;
  • Бумаги, составленные ГИБДД (схема ДТП, протокол, а также справка о ДТП, которая содержит необходимую информацию об обстоятельствах и участниках происшествия).

Не исключены ситуации, когда эксперту потребуются дополнительные сведения. В таких случаях эксперт обязан указать, какая именно информация ему необходима. Например, часто требуются документы о производимом ремонте автомобиля, покраске, замене частей автомобиля и т.д.

Помимо документов эксперту также должны быть предоставлены сами автомобили (один из них), а также отколовшиеся элементы, изучение которых несет в себе массу полезной информации.

Экспертиза следов протектора шин

Изучение следов колес автомобиля наиболее информативно и несет в себе сведений даже больше, чем отпечатки пальцев человека. Опытный эксперт по ширине оставленного следа, а также расстоянию между дорожками следов, может определить массу машины и величину базы (расстояние между осями) автомобиля.

Анализ следов шин - один из главных способов установления траектории движения автомобиля.

Анализ следов шин — один из главных способов установления траектории движения автомобиля.

Эта информация позволит с высокой точностью установить марку машины. Однако определение марки – не главная задача эксперта. Гораздо важнее отследить направление движения транспортного средства, длину оставленной дорожки, которая часто обозначает тормозной путь машины и, соответственно, скорость движения до столкновения. Все эти сведения и дают следы колес.

Работа эксперта значительно упрощается, если шины имеют индивидуальные признаки (потертости, царапины, порезы). Их изучение с абсолютной точностью позволяет идентифицировать автомобиль, который оставил имеющиеся следы. 

Идентификация ТС по отделившимся элементам

Даже при незначительном столкновении неизбежно появление отделившихся элементов, которые также несут в себе массу полезной информации. В первую очередь изучаются следы краски, которые остаются на местах соударения транспортных средств.

Экспертиза отколовшихся частиц краски позволяет идентифицировать автомобиль, их оставивший, а также может показывать точки соударения автомобилей, что позволяет определить взаимное расположение участников сразу после ДТП, даже если в последующем транспортные средства были сдвинуты.

В качестве материала для исследования подходят и другие элементы автомобиля: осколки фар, бампер, части кузова, пятна масла и т.д.

В качестве материала для исследования подходят и другие элементы автомобиля: осколки фар, бампер, части кузова, пятна масла.

Для идентификации автомобиля часто используют оставленные на месте ДТП осколки фар и подфарников. Края пробоин в фарах и края стеклянных осколков имеют трехмерное измерение, что позволяет с высокой точностью определить принадлежность осколка к конкретному транспортному средству.

Трасологическая экспертиза при ДТП: вопросы эксперту и их формулировка

Задача любого эксперта – это дача ответов на конкретные, четко сформулированные вопросы. Ответы эксперт сопровождает разъяснениями и четкими фактами подтверждает их обоснованность и правильность.

Результативность экспертизы во многом зависит от точности и корректности поставленных перед ним вопросов.

Вопросы к эксперту формулируются исходя из конкретной ситуации. Например, их перечень будет существенно различаться при столкновении двух автомобилей и наезде на пешехода. Обычно перед экспертом ставятся две группы вопросов:

  • Направленные на идентификацию конкретных транспортных средств;
  • Определяющие механизм и обстоятельства ДТП.

К первой группе можно отнести следующие вопросы:

  • Каким видом транспорта оставлен конкретный след?
  • Какова модель шины, след которой имеется на месте ДТП?
  • Какова марка автомобиля, след которого имеется на месте ДТП?
  • Одним или несколькими автомобилями оставлены следы?
  • Конкретным ли автомобилем оставлен след?

Вторая группа вопросов более многочисленна и направлена на уточнение всех деталей произошедшего ДТП. К ней можно отнести следующие вопросы:

  • Каков механизм столкновения транспортных средств?
  • Где располагается место столкновения ТС?
  • Находилось ли ТС «А» в неподвижном состоянии в момент столкновения?
  • С какой скоростью двигалось ТС «В»?
  • Двигался ли пешеход в момент наезда и т.д.?
При желании можно назначить проведение экспертизы нескольким организациям для получения достоверного результата.

При желании можно назначить проведение экспертизы нескольким организациям для получения достоверного результата.

Цена, поиск эксперта и сроки

Найти эксперта для проведения трасологической экспертизы не сложно. На сегодняшний день подобную услугу предлагают как государственные, так и частные экспертные учреждения.

Гораздо важнее понимать, кому именно вы доверяете проведение экспертизы. Привлеченный эксперт должен иметь все необходимые документы, подтверждающие его квалификацию и право на проведение официальных экспертиз.

Перед проведением экспертизы с экспертным учреждением заключается договор, в котором должны быть прописаны все детали сотрудничества:

  • Результат – официальное и компетентное экспертное заключение;
  • Предмет экспертизы;
  • Сроки ее проведения;
  • Стоимость и т.д.

Только после оформления договора можно оплачивать услугу и соответственно привлекать эксперта к работе.

Что касается сроков проведения трасологической экспертизы, то они могут существенно различаться. Для проведения одной экспертизы опытному специалисту необходимы 1-2 дня. Однако чаще всего экспертизы проводятся в течение 1-2 недель.

Стандартная стоимость и другие особенности

Стоимость трасологической экспертизы определяется ее срочностью и сложностью. Цены также значительно разнятся по регионам и в зависимости от репутации экспертного учреждения. Простая и не срочная экспертиза может обойтись в 3-4 тысячи рублей.

Если речь идет о сложном ДТП, с несколькими участниками, имеются пострадавшие, причинен значительный ущерб, то цена трасологической экспертизы при ДТП  значительно дороже и начинается от 10 тысяч рублей.

Об особенностях трасологической экспертизы при ДТП узнайте из видео:

Итог

Объективное и компетентное заключение независимого эксперта-трасолога в ряде случаев позволяет уберечься от уголовного преследования или от необоснованного возмещения крупной суммы ущерба, причиненного другим участникам ДТП. В свою очередь, оперативное привлечение эксперта, его квалификация и репутация – это лучшие гарантии его объективности и компетентности выданного заключения.

Позвоните по телефону +7 (499) 653-64-91 или задайте вопрос и получите ответ юриста через 5 минут. Консультация бесплатная!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + тринадцать =