Трасология – это специализированный раздел криминалистики, посвященный изучению закономерностей и механизма образования различных следов.
Следы могут быть оставлены разнообразными предметами: орудием взлома, например, при проникновении в жилище, шинами автомобиля и т.д. Об особенностях проведения экспертного исследования автотранспорта и оставляемых им следов расскажем в предлагаемой статье.
Содержание:
Цели и особенности проведения трасологической экспертизы
Трасологическая экспертиза при ДТП – это профессиональное исследование следов автотранспорта, направленное на установление механизма и обстоятельств аварии.
Экспертиза может быть назначена судом при рассмотрении уголовных или гражданских дел, а также проводится и по желанию участников ДТП при возникновении спорных ситуаций. Наиболее частые из них:
- Споры со страховыми компаниями при отказе в компенсационных выплатах;
- Наличие необоснованных выводов сотрудников ГИБДД о виновности участника ДТП;
- Споры с другими участниками ДТП по вопросам возмещения ущерба и т.д.
Важно помнить, что главная цель экспертизы – это реконструкция технических обстоятельств аварии. В компетенцию эксперта входит:
- Определение скорости машин до столкновения;
- Определение направления движения участников ДТП: автомобилей и пешеходов;
- Установление места столкновения автомобилей и их взаимного расположения относительно проезжей части и друг друга;
- Установление причин ДТП и т.д.
Эксперт при проведении исследования не вправе касаться юридической части вопроса, то есть делать выводы о правомерности тех или иных действий и, тем более, определять виновность его участников. Это компетенция сотрудников ГИБДД и суда.
Кто вправе проводить исследование
Эксперт, проводящий экспертизу, — это специалист-автотехник, обладающий соответствующими знаниями, имеющий высшее образование и опыт работы.
Эксперт может быть государственным или независимым. Обращение к услугам последних чаще всего более практично из-за отсутствия очередей и гибких условий сотрудничества.
К выбору эксперта стоит относиться ответственно, так как результаты его работы могут быть представлены в государственные органы или суд. Поэтому наличие опыта и репутации имеет огромное значение.
Проведение экспертизы и закрепление ее результатов
Трасологическая экспертиза может проводиться сразу же после совершения ДТП, а также по прошествии времени на основании составленных документов и сохранившихся следов.
Разумеется, оперативное прибытие эксперта на место – лучший вариант, который позволяет не только воочию увидеть аварию, но и тщательно зафиксировать все оставленные следы при помощи фото и видеосъемки.
Квалифицированная экспертиза проводится на основании разработанных и утвержденных государственными органами стандартов, которые предполагают следующий порядок ее выполнения:
- Сбор и фиксацию следов ДТП;
- Их лабораторное исследование с использованием специального оборудования;
- Оценка полученных результатов;
- Их закрепление в официальном заключении, которое и является главным итогом работы эксперта.
Документы и материалы, необходимые эксперту
Для проведения полного и всестороннего исследования эксперту требуются документы. В стандартный набор входят:
- Документы, подтверждающие права на владения транспортными средствами;
- Копия документов о прохождении ТО;
- Бумаги, составленные ГИБДД (схема ДТП, протокол, а также справка о ДТП, которая содержит необходимую информацию об обстоятельствах и участниках происшествия).
Не исключены ситуации, когда эксперту потребуются дополнительные сведения. В таких случаях эксперт обязан указать, какая именно информация ему необходима. Например, часто требуются документы о производимом ремонте автомобиля, покраске, замене частей автомобиля и т.д.
Экспертиза следов протектора шин
Изучение следов колес автомобиля наиболее информативно и несет в себе сведений даже больше, чем отпечатки пальцев человека. Опытный эксперт по ширине оставленного следа, а также расстоянию между дорожками следов, может определить массу машины и величину базы (расстояние между осями) автомобиля.
Эта информация позволит с высокой точностью установить марку машины. Однако определение марки – не главная задача эксперта. Гораздо важнее отследить направление движения транспортного средства, длину оставленной дорожки, которая часто обозначает тормозной путь машины и, соответственно, скорость движения до столкновения. Все эти сведения и дают следы колес.
Работа эксперта значительно упрощается, если шины имеют индивидуальные признаки (потертости, царапины, порезы). Их изучение с абсолютной точностью позволяет идентифицировать автомобиль, который оставил имеющиеся следы.
Идентификация ТС по отделившимся элементам
Экспертиза отколовшихся частиц краски позволяет идентифицировать автомобиль, их оставивший, а также может показывать точки соударения автомобилей, что позволяет определить взаимное расположение участников сразу после ДТП, даже если в последующем транспортные средства были сдвинуты.
Для идентификации автомобиля часто используют оставленные на месте ДТП осколки фар и подфарников. Края пробоин в фарах и края стеклянных осколков имеют трехмерное измерение, что позволяет с высокой точностью определить принадлежность осколка к конкретному транспортному средству.
Трасологическая экспертиза при ДТП: вопросы эксперту и их формулировка
Задача любого эксперта – это дача ответов на конкретные, четко сформулированные вопросы. Ответы эксперт сопровождает разъяснениями и четкими фактами подтверждает их обоснованность и правильность.
Вопросы к эксперту формулируются исходя из конкретной ситуации. Например, их перечень будет существенно различаться при столкновении двух автомобилей и наезде на пешехода. Обычно перед экспертом ставятся две группы вопросов:
- Направленные на идентификацию конкретных транспортных средств;
- Определяющие механизм и обстоятельства ДТП.
К первой группе можно отнести следующие вопросы:
- Каким видом транспорта оставлен конкретный след?
- Какова модель шины, след которой имеется на месте ДТП?
- Какова марка автомобиля, след которого имеется на месте ДТП?
- Одним или несколькими автомобилями оставлены следы?
- Конкретным ли автомобилем оставлен след?
Вторая группа вопросов более многочисленна и направлена на уточнение всех деталей произошедшего ДТП. К ней можно отнести следующие вопросы:
- Каков механизм столкновения транспортных средств?
- Где располагается место столкновения ТС?
- Находилось ли ТС «А» в неподвижном состоянии в момент столкновения?
- С какой скоростью двигалось ТС «В»?
- Двигался ли пешеход в момент наезда и т.д.?
Цена, поиск эксперта и сроки
Найти эксперта для проведения трасологической экспертизы не сложно. На сегодняшний день подобную услугу предлагают как государственные, так и частные экспертные учреждения.
Гораздо важнее понимать, кому именно вы доверяете проведение экспертизы. Привлеченный эксперт должен иметь все необходимые документы, подтверждающие его квалификацию и право на проведение официальных экспертиз.
Перед проведением экспертизы с экспертным учреждением заключается договор, в котором должны быть прописаны все детали сотрудничества:
- Результат – официальное и компетентное экспертное заключение;
- Предмет экспертизы;
- Сроки ее проведения;
- Стоимость и т.д.
Только после оформления договора можно оплачивать услугу и соответственно привлекать эксперта к работе.
Что касается сроков проведения трасологической экспертизы, то они могут существенно различаться. Для проведения одной экспертизы опытному специалисту необходимы 1-2 дня. Однако чаще всего экспертизы проводятся в течение 1-2 недель.
Стандартная стоимость и другие особенности
Если речь идет о сложном ДТП, с несколькими участниками, имеются пострадавшие, причинен значительный ущерб, то цена трасологической экспертизы при ДТП значительно дороже и начинается от 10 тысяч рублей.
Об особенностях трасологической экспертизы при ДТП узнайте из видео:
Итог
Объективное и компетентное заключение независимого эксперта-трасолога в ряде случаев позволяет уберечься от уголовного преследования или от необоснованного возмещения крупной суммы ущерба, причиненного другим участникам ДТП. В свою очередь, оперативное привлечение эксперта, его квалификация и репутация – это лучшие гарантии его объективности и компетентности выданного заключения.